Поматросили и бросили: США меняют венесуэльскую марионетку на нефть
в удобном формате
Оппозиционная ассамблея Венесуэлы проголосовала за ликвидацию самопровозглашенного "временного правительства" во главе с Хуаном Гуайдо. В поддержку этого решения высказались 72 депутата. Причина, по утверждению лидеров оппозиции – в том, что временное правительство не выполняет своих задач.
Как это понимать? Гуайдо, которому всего три года назад рукоплескал весь "прогрессивный" западный мир, не оправдал доверия? Проворовался? Западная помощь (а точнее — украденные у государства деньги) не принесли оппозиции желаемых результатов?
Ну, смотря что считать желаемыми результатами. Думаю, Гуайдо и его шайка неплохо распорядились этими деньгами на обеспечение своего и своих детей безбедного будущего. Наверное, в этом была цель-минимум. Хотя целью-максимум, надо понимать, был захват власти в Венесуэле.
В 2019-м, видимо, им это показалось возможным. Да и тогдашний президент США Дональд Трамп им явно благоволил, намереваясь сделать Америку снова великой за счет, в том числе, зачистки "заднего двора", которым Вашингтон почему-то провозгласил оба американских континента.
Трамп тогда притормозил начавшееся при его предшественнике Бараке Обаме потепление отношений с Кубой, поддержал мятеж в Боливии, приведший к свержению Эво Моралеса и, несомненно, хотел провернуть то же в Венесуэле, чей президент Николас Мадуро, наравне с Моралесом, Даниэлем Ортегой и Раулем Кастро, являлся давним раздражителем для США.
Однако боливийский сценарий в Венесуэле не удался. Оппозицию, объявившую о нелегитимности президентских выборов, никто толком не поддержал, а самое главное — армия осталась с законным президентом, несмотря на то, что Вашингтон открыто пытался подкупить венесуэльских генералов.
По сути, у архитекторов "революций" в Венесуэле случился эпик-фейл, тем более, что отыгрывать назад уже было нельзя – лидер оппозиции Хуан Гуйадо провозгласил себя президентом, что тут же признали США. В тот же день Гуайдо признали Албания и 15 стран Организации американских государств (ОАГ): Аргентина, Багамские Острова, Бразилия, Доминиканская Республика, Гаити, Гватемала, Гондурас, Канада, Колумбия, Коста-Рика, Панама, Парагвай, Перу, Чили и Эквадор. На следующий день это сделали Грузия, Дания и Европейский союз — об чем поспешила сообщить верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини.
Отдельно в поддержку Гуайдо выступили Испания, Франция, Германия, Великобритания и Нидерланды. Эти пять стран предъявили Мадуро ультиматум о проведении выборов в течение восьми дней. Наконец, "самоназначенца" на пост президента, вернее – назначенца Вашингтона, поддержали самые верные союзники США – Канада и Австралия.
Однако проблема-то в том, что никакой реально власти в стране Гуайдо так и не получил. Вот вообще ни одного рычага. Фактически он был на нелегальном положении, отсиживаясь в иностранных посольствах, понимая, что власти не станут его трогать чтобы не вызвать гнев Запада и возможную американскую интервенцию.
Тогда американцы решили ему помочь (от вторжения в Венесуэлу они все-таки отказались, и тут надо отдать Трампу должное — не лукавил, когда говорил, что США не хотят вмешиваться ни в какие новые конфликты). Для этого они попросту украли деньги венесуэльских властей и передали самозванцу.
Вашингтон тогда просто предоставил Гуайдо полный доступ к счетам правительства Венесуэлы в своих банках, а Лондон — конфисковал венесуэльское золото на сумму около 2 млрд долларов. В свою очередь, Citibank и Deutsche Bank, дававшие Каракасу займы под залог золота, придержали слитки на сумму около 1,5 млрд. Судьба их в настоящее время неизвестна.
Но самый главный удар по Мадуро был нанесен в нефтяной сфере – от которой в значительной степени зависит экономика страны. Вашингтон ввел санкции против государственной нефтяной компании PDVSA и заблокировали активы корпорации на $7 млрд.
Парадокс в том, что главным покупателем венесуэльской нефти были сами США. По итогам 2018 года Каракас поставил Вашингтону около 37% от общего объема своего экспорта.
Дело в том, что США не только крупнейший экспортер нефти, но и крупнейший ее импортер. В первую очередь они покупают т.н. "тяжелую" нефть (97 процентов всего импорта в 2018 году), так как сами добывают в основном "легкую", а их перерабатывающие заводы ориентированы на разные виды топлива. Американские НПЗ на побережье Мексиканского залива как раз и были основными потребителями венесуэльской нефти, которые после введения санкций были вынуждены переориентироваться на черное золото из Саудовской Аравии, Мексики, Канады и, как это ни парадоксально, – России, у которой есть нефть нужного качества.
Все бы ничего, но сменивший Трампа в Белом доме в 2021 году демократ и сторонник "зеленого курса" Джо Байден совершил еще одну глупость: во-первых, он начал ставить палки в колеса собственным нефтедобытчикам, снижая финансирование и количество квот. Во-вторых, он закрыл многострадальный проект трубопровода из Канады к побережью мексиканского залива Keystone XL, а ведь именно Канаде с доказанными запасами нефти в 170 млрд тонн эксперты предрекали роль основного экспортера для США. При Трампе так оно и было – поставки из Канады росли в прогрессии, только за 4 недели августа 2019-го США импортировали в среднем 3,58 млн баррелей канадской нефти в день, что на 8% больше данных за аналогичный период предыдущего года. Но Байден значительно сократил доступ США к этому источнику углеводородов.
Не смогла помочь и другой традиционный для США экспортёр – Мексика, которая в те дни переживала кризис добычи и переработки и никак не могла нарастить экспорт быстро и в нужном количестве.
И тут на помощь пришла нефть из России, импорт из которой США за последние годы значительно увеличили.
"Спустя год после введения нефтяного эмбарго против Венесуэлы ясно, что в проигрыше американские инвесторы, а явный победитель – Россия. Более того, договоренности между Москвой и Каракасом по добыче, транспортировке и продаже нефти на другие рынки превратились для России в невероятно доходный бизнес", – писала в 2020 году The Washington Post.
Согласно отчету рейтингового агентства Standard & Poor’s, в январе 2021 года доля ввоза США российской нефти составила рекордные 8 процентов от общего объёма импорта нефти (это в два раза больше, чем было до венесуэльского кризиса). А еще в прошлом году объём поставок из России в США достиг 10-летнего максимума, потеснив Саудовскую Аравию со второго места в списке крупнейших поставщиков нефти в страну.
А потом был 2022 год, российская спецоперация на Украине, новые антироссийские санкции и полный отказ США от закупок нефти, газа и угля в России.
Вообще-то это надо так умудриться – сначала "подсесть" на российскую нефть, а потом одномоментно от нее отказаться, не найдя предварительно альтернативы.
Впрочем, реальных альтернатив по именно "тяжелой нефти", которые способны обеспечить США требуемым ими количеством – две: Венесуэла и Иран. Обе страны под американскими санкциями. Как и Россия. Но санкции на Россию наложил Байден, а на Иран и Венесуэлу – Трамп, так что их можно ослабить без серьезной потери лица.
При этом Венесуэла все же предпочтительнее – она не создает ядерного оружия, и дружба с ней не вызовет раздражения союзников, типа Израиля и Саудовской Аравии.
Вообще-то американцы уже начали потихонечку ослаблять санкции.
В конце ноября стало известно, что администрация Байдена разрешила компании Chevron добывать нефть и производить нефтепродукты в Венесуэле и поставлять их в США, ослабив санкции, действующие в отношении Каракаса.
Надо понимать, что это только начало. Следующим шагом может стать полное снятие санкций. Единственное, что этому мешает – а как же "нелегитимность режима Мадуро"? А как же Гуайдо?
А нет больше никакого Гуайдо. Его уволила венесуэльская оппозиция! Не оправдал оказанного ему высокого доверия.
Впрочем, и не мог оправдать – ибо население Венесуэлы поддерживает законную власть. А раз так, то чего дальше пыжиться, пытаясь свалить того, кто крепко стоит на ногах? Тем более, что есть риск упасть самому – нефть нужна куда сильнее, чем три года назад.
Как на днях заявили в Минэнерго США, запасы нефти в стратегическом резерве за неделю по 16 декабря опустились на 3,6 миллиона баррелей – до 378,6 миллиона, достигнув исторического с 1983 года рекорда. Кошмар! Надо срочно что-то делать.
Мне одному кажется, что совпадение по времени с решением венесуэльской оппозиции не случайно? Тем более, что эти деятели ничего не делают без ведома Вашингтона, вернее, без его приказа. Если Вашингтон говорит, что не нужно в Венесуэле больше никаких Гуайдо и вообще всего, что мешает покупать нефть у Мадуро – значит, не будет никаких Гуайдо. Судьба персонажа и украденных им лично денег – остается неизвестной, да и это сегодня уже мало кого волнует.
Единственный вопрос, который возникает у меня лично, даже не к американцам, которым не привыкать разворачиваться на 180 градусов при смене политической конъюнктуры. Скорее, к их союзникам, которые следом за патроном поспешили признать Гуайдо?
Ребята, что с лицом?