Конгрессмены США готовы к переходу Украины к партизанской войне
в удобном формате
Элиты Соединённых Штатов всерьез рассматривают вариант превращения Украины в плохо контролируемую территорию, которую небольшие по численности банды, спонсируемые из американских источников и обученные американскими инструкторами, превратят в зону тотального хаоса. Такой вывод можно сделать из заявлений конгрессменов после выступления перед ними министра обороны Ллойда Остина.
Этот метод Вашингтон уже неоднократно применял в разных государствах. Пример тому - масштабная гражданская война в Сирии, где законное правительство Башара Асада смогло удержаться во многом благодаря помощи России. Более успешный (для США) пример - свержение Муаммара Каддафи через развязанную войну между разными частями страны.
Кроме того, при необходимости подконтрольные США издания смогут оказать разным вооруженным формированиям информационную поддержку. Она тоже крайне важна. Так раскручивали в Сирии информационные фейки с «Белыми касками». Якобы гражданские активисты постоянно обнаруживали перед камерами жертв химических атак. Потом многие из этих постановок были разоблачены. Но кратковременный эффект создавать удавалось.
В общем, технологии американцами давно отработаны. Они даже получили неформальное, но очень распространенное в мире название «управляемого хаоса». Кстати, ветераны спецслужб США в своих мемуарах часто рассказывают, как Вашингтону удавалось сдерживать сильных конкурентов на международной арене методом создания территорий откровенного беспредела в сравнительно небольших государствах.
В 1998 году в одном из интервью бывший при Джиме Картере советником по нацбезопасности Збигнев Бжезинский признался, что США начали поддерживать разных радикалов в Афганистане, специально провоцируя ввод в страну советских войск в 1979-ом. Хотя ранее считалось, что поддержка моджахедов началась только через год после вхождения военнослужащих СССР.
Почему бы не устроить что-то похожее сейчас непосредственно у границ России? Видимо, так в Вашингтоне и решили. Но не учли сразу несколько факторов. Первый, и самый главный: Россия научилась справляться с подобными вызовами. Многому научил опыт борьбы с террористическими бандами в Чечне в 1990-е. И с кризисом в Сирии Российская Федерация помогла справиться. Да и опыт других стран, где пытались устроить «управляемый хаос» американцы, активно изучался.
Второй немаловажный фактор — мир стремительно меняется. Глобальная архитектура уже перестает быть однополярной, появляются и другие центры силы, в том числе стратегическое партнерство России и Китая.
Третье обстоятельство — трудно затевать сложные и дорогостоящие кампании в ситуации, когда приходится орудовать сразу на несколько фронтов. Но обо всём по порядку.
Сильная Украина не нужна Байдену
24 февраля, в день начала российской спецоперации на Украине, президент США Джо Байден выступил с длинной речью по поводу «вторжения России». Он говорил о международном праве, исторических аналогиях, поддержке украинского народа в его борьбе за независимость. И, конечно, о «разорительных и сокрушающих» для России санкциях. Позже на официальном сайте Белого дома было опубликовано официальное решение администрации главы государства. Перечисления новых санкций постоянно перемежались крайне пафосными выражениями вроде «Масштабы агрессии Путина и угроза, которую она представляет для международного порядка, требуют решительного ответа».
Похожей риторикой пользовались незадолго до выступления Байдена и лидеры государств G7, которые экстренно собрались на онлайн-встречу. Все говорили о поддержке народа Украины и необходимости защитить ее территориальную целостность, независимость и право на свободное развитие.
Но тут же произошло чудо! После, казалось бы, идеологически однозначного спича Байдена министр обороны США Ллойд Остин выступил с прямо противоположной по смыслу речью перед депутатами палаты представителей (нижней палаты конгресса). Глава Пентагона заявил, что администрация Байдена рассматривает дистанционные способы обучения украинских войск в случае, если российские военные возьмут полностью под контроль территорию Украины.
Далее Остин сказал, что Белый дом будет поддерживать правительство Зеленского, пока оно останется дееспособным. При этом допустил, что сам Зеленский может бежать из страны или погибнуть, и тогда надо будет прибегать к другим мерам. Заметим, взятие под контроль всей Украины и даже смерть её президента Вашингтон допустил уже в первый день российской спецоперации.
Кстати, попытки части конгресса сейчас выделить дополнительную помощь Украине, потерпели неудачу. Большинство (и это в самый сложный для правительства Зеленского период!) решили перенести голосование по этому вопросу на следующую неделю. Да и вообще, как заявили некоторые народные избранники, сейчас из-за действий российских войск поставлять оружие украинской армии будет проблематично, так что лучше отложить эту затею до лучших времен.
Зато ряд конгрессменов, с кем удалось пообщаться американским журналистам, после выступления министра обороны в палате представителей активно рассуждали, какой урон могут нанести России так называемые «повстанцы».
«Мы обсуждали поддержку повстанцев и отправку оружия украинцам», - заявил Сет Моултон.
«Мне приходилось бороться с повстанцами в Ираке, поэтому я знаю, насколько эффективным может быть повстанческое движение», - поделился своими соображениями конгрессмен Рубен Гальего.
В общем, картина складывается понятная. Россиян не победить никакими тренировками украинской армии, зато устроить бесконечный хаос на Украине можно попытаться.
США решились воевать на три фронта сразу
В своё время члены генштаба Пруссии, наставляя своих генералов не воевать на два фронта, приводили такой факт: Наполеон проиграл именно потому что пытался сразу воевать по нескольким направлениям.
«Тезис, конечно, спорный. Смог бы Наполеон одолеть Россию, если бы воевал на один фронт? На мой взгляд, нет. Но, так или иначе, именно воспитанные теми профессионалами генштаба немецкие генералы проиграли и в Первую и Вторую мировые войны. И во многом - потому, что им приходилось воевать сразу на два фронта», - считает главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова РАН профессор-американист Андрей Володин.
«Сейчас у американцев ситуация еще хуже. Они фактически пытаются вести противоборство сразу на трех фронтах: с Россией, с Китаем, и самое опасное — преодолеть внутренний раскол», - считает профессор Володин.
Сейчас США главным противником фактически сделали Россию. Информационная кампания всего коллективного Запада против Москвы заполнила собой все заголовки ведущих мировых изданий. По поводу РФ собираются лидеры государств на экстренные совещания. И у всех одна мысль — как сделать России плохо, создать из неё образ «мирового монстра». Причём идти решили сразу, что называется, ва-банк. То есть спровоцировать хаос на Украине, в соседней от РФ стране. А что нужен именно хаос, желательно долговременный, мы показали выше.
Это при том, что совсем недавний опыт действий американцев в других частях света отнюдь не всегда можно назвать удачным. Соединённые Штаты фактически провалились в Сирии. И именно благодаря России. Вашингтон был вынужден признать, что с Асадом ничего невозможно поделать и лучше вообще максимально, насколько это возможно, дистанцироваться от Сирии.
Конечно, показательным примером служит и Афганистан. Американский контингент 20 лет находился в этой стране. По подсчётам Университета Брауна, за это время было потрачено $978 миллиардов. На эти средства бедных афганцев можно было залить деньгами. Но на практике американцы не сумели ни обучить афганскую армию, ни создать эффективную гражданскую администрацию.
Так что повторить свою схему на Украине США вряд ли смогут. Но ведь Украина — далеко не единственная проблема Штатов.
Фактор Китая
Второе важное направление противостояния для Вашингтона — Китай и проблемы, связанные с островом Тайвань и Тайваньским проливом. США уже много лет твердят, что Пекин «хочет оккупировать» Тайвань. При этом Вашингтон официально считает остров неотъемлемой частью КНР. Хотя и активно вооружает тайваньские военные формирования.
В Пекине же предпочитают не обострять ситуацию и подчеркивают, что Китай живет по довольно специфичной формуле «одна страна — две системы».
Важно именно то, что Штаты уже много лет с какой-то выходящей за все рамки разумного настойчивостью раскручивают тему Тайваня. Возможно, россиянам, особенно на фоне последних событий вокруг Украины, сложно это представить. Но информационное пространство Америки действительно постоянно заполнено якобы существующей проблемой Тайваня. Даже по данным проведенного соцопроса международной аналитической группы YouGov, только 13% американцев высказались за отправку войск США на Украину, зато 52% заявили о необходимости такого присутствия на Тайване.
Вполне логично, что Пекин, в свою очередь, вынужден постоянно реагировать на провокации. Китайская пресса про Тайвань регулярно пишет.
Но вот что интересно. После обострения вокруг Украины, китайские издания стали упоминать Тайвань намного чаще. Причем, в контексте украинского кризиса.
К примеру, в одной из редакционных статей государственного издания Global Times сообщается, что тайваньская Демократическая прогрессивная партия решила увязать украинский кризис с положением острова. Что интересно, власти КНР предупреждают тайванцев: «Выступление США после украинского кризиса может послужить предупреждением сепаратистским силам "независимости Тайваня": Вашингтон ненадежен. США рассматривают Украину как пешку против России».
При этом Пекин фактически поддержал Россию в действиях на Украине. Хотя, как это полагается дипломатами, формально призвал скорее перейти к дипломатии. «Военная операция России является реакцией Москвы на то, что западные страны оказывают давление на Россию в течение длительного времени», - цитирует 24 февраля Global Times младшего научного сотрудника Института российских, восточноевропейских и центральноазиатских исследований при Китайской академии общественных наук Ян Цзиня.
Кстати, днём 25 февраля, на вторые сутки спецоперации, российский президент Владимир Путин заявил о готовности вести переговоры с Киевом на высшем уровне. Об этом Путин сообщил как раз во время телефонного разговора с председателем КНР Си Цзиньпинем.
То есть мы видим, как активно формируется прочное стратегическое партнерство России и Китая. И этот факт не могут не замечать другие страны. К примеру, очень показательна реакция в Юго-Восточной Азии. С осуждением спецоперации РФ выступила Индонезия, Сингапур планирует присоединиться к санкциям. Но остальные страны решили вообще никак не критиковать Россию. Вьетнам, Таиланд, Мьянма, Малайзия заявили, что заняты своими делами. Как считают эксперты, что хоть экономическое сотрудничество этих стран с РФ сравнительно невелико, они не хотят входить в ненужное противоборство с неформальным союзом Москвы и Пекина.
Кстати, интересный момент. Грузия, которая давно стремится в НАТО и с которой сейчас у России разорваны дипломатические отношения, заявила о нежелании присоединяться к антироссийским санкциям.
Тесные отношения России и Китая, взаимная дипломатическая поддержка друг друга стали важным фактором геополитики. И это понимают все. Просто некоторые, особенно тесно связанные с США, боятся открыто изменить свою политику.
Третий фронт США
«Третий фронт для Америки самый опасный, так как он идет внутри самих США. Во-первых, неизвестно, какие будут результаты выборов в палату представителей в конце этого года. Наблюдается и общий паралич Демократической партии, связанный с непрофессионализмом ее кадров, невнятной социальной политикой и опасными играми на международной арене. Да и надо признать, что сейчас в Америке фактически существует двоевластие, наподобие того, что существовал в России в период между Февральской и Октябрьской революциями в 1917 году. То есть существует официальная администрация Белого дома. Но результаты президентских выборов 2020 года почти половина американцев не признаёт. И существует ещё альтернативный центр власти во главе с 45-м президентом Дональдом Трампом», - рассказал нам профессор Андрей Володин.
И вот как справиться с внутренними проблемами, никто в США, похоже, действительно не знает. По данным соцопросов, семь из десяти американцев сейчас говорят, что страна идет неверным курсом, общество расколото, население беднеет, а демократии угрожает серьезная опасность.