в удобном формате
Исполнилось 100 лет, как 30 декабря 1922 года было провозглашено создание Союза Советских Социалистических Республик. Это государство просуществовало без нескольких дней 69 лет и на протяжении этого периода во многом определяло судьбы всей планеты. Прошел уже 31 год, как над Кремлём был спущен флаг СССР, за это время успели вырасти новые поколения.
Закончилась не только советская, но и постсоветская эпоха. Уже не столь существенны споры о хороших и плохих сторонах жизни в Советском Союзе, поскольку в технологическом и бытовом плане мир изменился до неузнаваемости, и мы живем в совершенно другой реальности. Настало время для осмысления советского проекта как феномена проявления самых глубинных вопросов человеческого бытия.
Собирание исторической России
Сегодня многие либеральные деятели, поучающие нас из эмигрантского далёка, частенько рассуждают о распаде страны чуть ли не на десятки государств. Дескать, слишком большая Россия не сможет отказаться от «имперского мышления» и зажить так же сыто, как якобы живут в большинстве маленьких европейских государств. Эти нарративы демонстрируют полное отсутствие у оппозиции собственных идей о том, как должна быть устроена жизнь в стране, они лишь советуют копировать западные образцы. Но свою идейную беспомощность либералы понимают точно: такой огромной страной, как Россия, они управлять не смогут.
Сторонники западного пути доказали это на практике и сто лет назад. После крушения монархии во время Февральской революции 1917 года Временное правительство фактически утратило контроль над окраинами, и страна потеряла государственное единство. После Октябрьской революции отнюдь не монархисты, а именно разного рода «либералы» и «демократы» вооружённым путём стали бороться с большевиками за вхождение России в «цивилизованный мир». Следствием стало провозглашение огромного количества квазигосударственных образований на Украине, в Закавказье, на Северном Кавказе, на Юге России, на Урале и Дальнем Востоке. И все правители новоиспеченных республик и директорий обещали демократию и свободу, не брезгуя поддержкой со стороны интервентов. При этом крупнейшим иностранным державам обещали все возможности для самых выгодных концессий, а по сути – открытого грабежа страны.
Наоборот, большевики считали зоной своей ответственности всю территорию Российской Империи. Создание СССР было реализацией идеи собирания страны. С той оговоркой, что последствия Первой мировой войны, Гражданская война, интервенция и общая слабость молодого советского государства позволили отделиться Финляндии, а Польше не только создать самостоятельное государство, но и заметно прирасти территориями Украины и Белоруссии.
Однако достаточно быстрое объединение разодранной страны можно считать большим достижением. После окончания внутренней междоусобицы потребовалось всего пару лет. Для сравнения можно посмотреть, как непросто идут самые разнообразные интеграционные процессы в намного более комфортных условиях, от торговых соглашений в Азии до Евросоюза.
Непросто договаривались и о создании СССР. Договор тогда подписали представители четырёх республик: Российской Федерации (тогда на правах автономий в неё входили земли Средней Азии), Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации. Не обошлось без ожесточённого торга за как можно большую самостоятельность от центра со стороны Украины и Закавказья. И это еще в условиях, когда границы не были до конца прочерчены. Например, украинская сторона считала подконтрольной своей юрисдикции часть Брянской области, на эти же территории, а также на Смоленск претендовала Белоруссия. В Закавказской Федерации в каждой из трёх республик (Армении, Грузии, Азербайджане) ходили собственные деньги, не говоря уже про споры вокруг самостоятельности Южной Осетии, Абхазии, Аджарии, Нахичевани, Нагорного Карабаха.
Уладить противоречия стало возможным благодаря общей идее. В Декларации об образовании СССР приводится логичный довод. «Разоренные поля, остановившиеся заводы, разрушенные производительные силы и истощенные хозяйственные ресурсы, оставшиеся в наследство от войны, делают недостаточными отдельные усилия отдельных республик по хозяйственному строительству. Восстановление народного хозяйства оказалось невозможным при раздельном существовании республик», – говорится в документе.
Однако главное же то, что все вошедшие в состав нового государства республики уже были провозглашены как советские и социалистические. Не лишенные сепаратистских устремлений, делегаты всё-таки поверили в возможность построения совершенно нового социального устройства. Первые фразы Декларации гласят: «Со времени образования советских республик государства мира раскололись на два лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма».
Надо сказать, утверждение весьма смелое. О каком социализме можно было говорить в стране, где подавляющее большинство жителей составляли безграмотные крестьяне? Но ради этой мечты и удалось договориться о восстановлении государственного единства. И в течение всего двух десятилетий сформировать единую общность — советский народ. Скажем, Великая Отечественная война стала первой, когда центральному правительству удалось мобилизовать на фронт и для работы в тылу народы Средней Азии.
Воплощение идей русской философии
За всю известную историю человечества можно назвать не так много имён, кто совершил настоящую революцию в сознании людей в общепланетарном масштабе и внёс ощутимый вклад в развитие цивилизации. Весь мир знает идеи французских просветителей или труды создателей немецкой классической философии.
Какие идеи русских мыслителей не просто повлияли на нашу страну, но стали общемировыми? Многие специалисты считают, что таких идей две. Появились они на рубеже XIX и XX веков.
Первым вкладом русской мысли в мировую называют идеи анархизма, прежде всего в формулировках Петра Кропоткина. Он научно обосновал, что основа развития цивилизации — солидарность людей между собой. Для сообщества таких сознательных индивидов не нужны будут системы государственного подавления, суды и полиция.
Во многом эти воззрения и легли в основу долгосрочной программы большевиков. С одной стороны, созданный ими СССР имел все структуры классического государства. И армию, и органы внутренних дел, и суды, и спецслужбы, и писанные законы. Но при этом в качестве цели называлось постепенное отмирание государства, которое воспринималось как механизм подавления. Да, после Октябрьской революции этот механизм не у кучки «паразитов», а в правильных рабочих руках пролетариата. Но мы строим коммунизм, где не будет ни преступлений, ни наказаний, ни денег, ни болезней, от каждого будут брать по способности, а давать по потребности.
Сами такие идеи казались совершенно невообразимыми. Любое современное государство ставит своей задачей сохранение существующих институтов, их развитие и укрепление. Именно так видится залог роста благополучия, обеспечения прав и свобод граждан. Уникальность СССР именно в том, что официальной идеологией государства было провозглашено уничтожение всякой государственности.
Вторым вкладом в мировую цивилизацию стала философия русского космизма. Её последователями в XX веке стали такие выдающиеся личности, как академик Владимир Вернадский, биологи Александр Чижевский и Николай Наумов, философы Николай Бердяев и Павел Флоренский. Сейчас реальностью стали запуск спутников, строительство космических станций на орбите, отправка исследовательских аппаратов на другие планеты и даже планы строительства обитаемых станций на Луне и Марсе. Но когда была сформулирована идея о самой возможности полётов в космос, она казалась абсолютной фантастикой. Даже мысли о конструировании самолётов считались странной выдумкой.
Основателем русского космизма считается живший в XIX веке Николай Фёдоров. Он выдвинул идею «общего дела» – объединения человечества ради воскрешения мёртвых и дальнейшего их расселения на других планетах. Когда Фёдоров однажды огласил свои мысли перед одним научным сообществом, то учёные мужи со степенями отреагировали по нынешним меркам весьма своеобразно. Они сказали, что воскрешать мёртвых наука может научиться, но вот полёты в космос в принципе неосуществимы.
Однако авторы, как тогда казалось, самых сумасбродных идей получили одобрение после прихода к власти большевиков. Константин Циолковский говорил: «Только люди труда и крепкой воли создают новую жизнь. Я всю жизнь рвусь к новым победам и достижениям. Вот почему большевики меня понимают». При советской власти калужский учёный-самоучка получил возможность проведения больших испытаний, тогда как в царской России его статьи в научных журналах на тему строительства дирижаблей, самолётов и ракет вызывали в основном недоумённый скепсис окружающих.
Ещё более интересен пример основателя аэродинамики, профессора Николая Жуковского. До революции его деятельность в области исследования воздухоплавания сводилась в основном к написанию научных работ и небольшим экспериментам. Но в 1918 году Жуковский смог убедить советское правительство открыть Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). В том же году, в условиях всеобщей разрухи, гражданской войны и даже натурального голода в ряде регионов, всего было открыто 33 НИИ.
Советский Союз с самого момента своего основания был провозглашён обителью для самых передовых и смелых научных идей. Учение о ноосфере Вернадского, или идеи заселения вселенной и обретения вечной жизни Циолковского обсуждались всерьёз. Запуск первого спутника, полёт Юрия Гагарина стали воплощением идеи о путешествии за видимый горизонт.
Град Китеж
Теория социализма строится на очень важной идее ликвидации частной собственности на средства производства. Эта идея имеет не только экономическое обоснование, но и почти религиозное содержание.
С экономической стороной всё достаточно просто. Согласно классическому марксизму, при капитализме владелец предприятия не доплачивает работнику за его труд, а разницу кладёт себе в карман. При социализме заработанное человеком распределяется между ним и общественными фондами. Вроде логично, что жить без капиталистов честным труженикам выгоднее, потому что их не обирают никакие буржуины.
Однако более интересно сегодня духовное содержание советского социализма. Сама по себе идея социализма отрицает наличие господ. Не тех, у кого есть материальные накопления, но тех, кто упивается своим благосостоянием на фоне бедности других и способен сделать жизнь окружающих ещё хуже. То есть, если у всех есть машина, то автовладелец не будет считаться богатеем. Таковым он будет, если приобретение транспортного средства обрекает какое-то количество людей ходить пешком, а порой и недоедать. Как говорил святой Иоанн Златоуст, не бывает, чтобы кто-то стал богатым без обеднения другого. И тем больше будет радость богача, чем больше будет разрыв между ним и остальными.
Так вот ликвидация частной собственности на средства производства должна решить и проблему, когда обществу в качестве ценностей навязываются патологии неуверенных в себе духовно и интеллектуально ограниченных людей. «Коммунисты думают как христиане. Христос говорил об обществе, где бедные, слабые и изгнанные решают всё. Не демагоги, не варвары, не богатые, а народ. Бедные, у которых есть вера в Бога или нет, но кому мы должны помогать достичь равенства и свободы», – сказал в 2016 году в интервью La Repubblica папа римский Франциск.
Но если с идейным обоснованием недопущения обогащения за счёт других было понятно, то вот обеспечить высокий уровень жизни честным даже в спокойный период «развитого социализма» было сложно. Тому есть масса причин. Кто-то говорит, что в СССР не умели хозяйствовать, а Госплан плохо реагировал на потребности людей, откуда и возникал дефицит. Но правы и те, кто указывает, что благополучие капиталистического Запада в немалой степени строилось на эксплуатации дешёвой рабочей силы в развивающихся странах.
Покинувший этот мир в первой половине декабря профессор истории, бывший секретарь ЦК Компартии Литвы по идеологии Юозас Ермалавичюс, отсидевший восемь лет за свои убеждения в литовской тюрьме после развала Союза, неоднократно говорил мне, что социализм в СССР был невозможен. «Не было просто технологических возможностей для обеспечения всеобщего благосостояния. Советский Союз являл собой альтернативу хищничеству, которое исторически обречено. Лозунги о скорой сытой жизни в СССР были преждевременными», – постоянно повторял он при встречах.
Отсутствие материального пытались заполнить духовным. «Социализм людям преподносился как некий мистический град Китеж, где царит высшая справедливость. Жизнь в СССР напоминала монастырь со строгим уставом. Были большие возможности для духовного, культурного развития, получения образования и профессиональных навыков. Но при этом будто поощрялась аскеза, самоограничения. В очередях люди будто учились смирению», – поделился своим мнением с РЕН-ТВ доктор философских наук, профессор Ибрагим Меликов.
При этом, как считает профессор, в этом было мало удивительного. Век назад для крестьянской массы, выросшей в церковной традиции, идеи большевиков воспринимались изначально через призму религиозных верований. «Если люди в большинстве своём были религиозны, то не могли они отказаться от своей веры в одночасье. И новая власть придумала замену, придумав свои ритуалы и культы. Тысячелетнее Божье царство людям предложили называть коммунизмом. Когда люди приезжали в командировку в Москву, то с вокзала многие первым делом шли в Мавзолей поклониться «мощам» Ленина. Собственно, и гонения советской власти на церковь я объясняю тем, что компартия пыталась сама занять её место и вытеснить конкурента на духовном поле», – рассказал профессор Ибрагим Меликов.
И не дефицит товаров, и не теснота квартир больше всего раздражали советских людей, помнивших более тяжелые времена. Раздражало, что вся окружающая действительность была наполнена какой-то излишней суетой, навязанными формами коллективизма, непонятными запретами. Почему надо было получать выездную визу для поездок за границу, а желание пожить там приравнивалось к национальной измене? Почему в гостиницах были номера, куда могли подселить незнакомых людей? Почему обычные маленькие радости вроде похода в ресторан могли вылиться в необходимость оправдываться перед коллегами? Можно приучиться жить скромно, но очень тяжело выносить малопонятные запреты и ограничения. Жизнь в монастыре приносит радость только тогда, когда выбор сделан добровольно.
Фактически, история СССР — это история быстрой по историческим меркам духовной трансформации. Государство создавалось как оплот для верящих в коммунизм, светлое будущее мира, покорение космоса, нравственное преображение человека. На смену этой вере пришла погоня за материальным благосостоянием, которого добиться было сложно в тех условиях. За короткий срок мы увидели попытки воплотить в жизнь утопические идеи, фактически создание новой религии, быструю эволюцию страны от аграрной и безграмотной к покоряющей космос, духовные поиски и утрату идеалов. За семь десятилетий уложилось больше, чем обычно укладывается в несколько веков. И вот это ещё предстоит осмыслить. Чтобы двигаться вперёд и иметь возможность надеяться на лучшее.