«Главная роль»: забыть однотипную голливудскую белиберду
в удобном формате
«Главная роль» – это фестивальное кино о том, как снимают кино. Такой тонкий интеллектуальный испано-аргентинский стеб над миром кинематографа.
«Главная роль» – ироничная и местами пафосная история о закулисье кинопроизводста в общем и противоборстве двух именитых актеров: популярного сериального любимца юных дам Феликса Риверо (Антонио Бандераса) и интеллектуального театрального гения Ивана Торреса (Оливера Мартинеса) в частности. И все это – под порой абсурдным, порой конкретно издевательским руководством очень творческой и бесконечно самобытной режиссер(ки), феминистки и просто творческой личности Лолы Куэвас (Пенелопы Крус).
Официальное краткое содержание «Главной роли» звучит примерно так: 80-летний миллиардер и король испанской фармацевтики решает оставить свое имя в мировой истории, а для этого снять истинный киношедевр. Для шедевра, естественно, он берет лучший сценарий-роман, получивший Нобелевскую премию и самых известных и обласканных как публикой, так и зрителями режиссера и актеров.
В общем, авторы «Главной роли» демонстрируют взыскательной публике наглядный ответ на вопрос, можно ли запланировать кинохит на все времена (тема, поднимаемая еще в советские времена Иосифом Виссарионовичем, требовавшим снимать исключительно шедевры, не отвлекаясь на всякие проходные картины).
Если у кого-то еще остались сомнения, то следует уточнить, что «Главная роль» – это кино больше про поговорить. Ну и послушать… Хороших актеров. Действительно хороших. И на время забыть про всю ту голливудскую однотипную белиберду, в которой в последнее время, не переставая, снимается тот же Антонио Бандерас, и вспомнить, что за всей этой многодолларовой мишурой, как ни странно, скрывается вполне достоверный и убедительный актер. И что Пенелопа Крус, несмотря на то, что уже три года как «не ягодка опять», вполне себе еще горяча и не такая уж и «мамасита», какой ее постоянно в последнее время показывает испанский признанный гений Педро Альмадовар.
«Главная роль» полностью не попадает под определение интеллектуального кино – слишком много тут сцен и ходов снято исключительно для развлечения публики, но и проходным фильмом его не назовешь.
Если по порядку, то «Главная роль» — это совместный проект кинематографистов Испании и Аргентины Мариано Кона и Гастона Дюпра. Дуэт Кона и Дюпра давно сработанный и устоявшийся, пусть и не слишком известный отечественной публике. Тем не менее их фильм «Почетный гражданин», тоже с Оскаром Мартинесом в главной роли, — трагикомедия о возвращении Нобелевского лауреата по литературе на малую родину — попал в шорт-лист потенциальных номинантов на «Оскар» как лучшая иностранная картина.
В «Главной роли» Мариано Кона и Гастон Дюпра выступают еще и в качестве авторов сценария, перенеся на бумагу и литературно оформив идеи, с которыми к ним в один прекрасный день пришли Антонио Бандерас и Пенелопа Крус. Идеи, смысл которых был высмеять процесс кинопроизводства в целом и фестивального кино в частности. Ну и в параллель попытаться заработать пару-тройку наград.
Что, к слову сказать, удалось. Например, Пенелопе Крус роль режиссер(ки), феминистки Лолы принесла Кубок Вольпи за лучшую женскую роль на Венецианском кинофестивале.
И, кстати, вполне справедливо. В «Главной роли» Пенелопа Крус чудо как хороша. И внешне, и внутренне. Выглядит в разы более привлекательно, чем, например, в «Параллельных матерях» Альмодовара. И гораздо более интересно, чем в сомнительном дамском боевике этого же года – «Код 355». Кстати, многие сцены в «Главной роли» – это импровизации самих актеров, доведенные до абсурда их способы и варианты взаимодействия с режиссёрами и коллегами по съемочной площадке.
Съемки «Главной роли» проходили в Испании: Мадриде, Авиле, Эль-Эскориале. Правда, как и у многих фильмов 2020-2021 годов, производство фильма благодаря мировой пандемии разделилось на несколько частей.
Первую часть авторы сняли за три недели в феврале — начале марта 2020 года в Мадриде. Потом весь мир посадили на карантин, и съемочная группа была распущена по домам. А режиссеры за вынужденный шестимесячный перерыв успели не только смонтировать и отсмотреть уже снятый материал, но и обсудить его с актерами. Так что вторую часть после пандемии снимали уже абсолютно осознанно и четко, что редко бывает в кинопроизводстве.
Премьера «Главной роли» состоялась в сентябре 2021 года на 78-м Венецианском кинофестивале. Картина была номинирована на главные награды фестиваля: «Золотого» и «Голубого льва». Однако, увы, эти награды «Главного героя» не нашли.
Вполне возможно, что произошло это из-за того, что «Главному герою» пришлось бороться за внимание зрителей и призы с другим, очень похожим, но уже голливудским фильмом «В роли Рикардо» Аарона Соркина про опять же закулисье кинопроцесса – популярного шоу «Я люблю Люси» с Николь Кидман и супругом Пенелопы Крус Хавьером Бардемом в ролях Люсиль Болл и Деси Арнаса.
Название фильма «Главная роль» на испанском языке звучит как Competencia oficial, что можно дословно перевести как «Официальный конкурс». Если совсем честно, то оба названия не слишком привлекательные и привлекающие внимание зрителей. Тем не менее, "Главную роль" смотреть, как ни крути, интересно, даже с учетом того, что большую часть двухчасового фильма в кадре с минимумом декораций просто разговаривают три актера. Тем неожиданнее оказывается финал всей истории. Ну и приятное послевкусие от всего фильма в целом.
Рейтинг «Главной роли», несмотря на довольно специфическое содержание, высок: 7,2 IMDB и 95% по мнению критиков.
Да и сборы у фильма, особенно учитывая его фестивальность, вполне достойные: чуть больше 2,8 млн евро в мире и гораздо более скромные – 93 тысячи – в США.
Рейтинг ожидания «Главной роли» в нашей стране — 7,0 и 100% положительных рецензий — позволяет надеяться, что уж скромные американские сборы мы точно перебьем. Ведь кино и правда вышло очень достойное.