window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
17 ноября 2021, 13:37

Что не так с провалившейся в прокате «Последней дуэлью» Ридли Скотта

Следите за нашими новостями
в удобном формате
В России стартует показ нового фильма культового режиссера с бюджетом в $100 млн, собравшего за месяц всего $9 млн.
Фото: © 20th Century Studios

18 ноября в российский прокат выходит перенесенная из-за всероссийского локдауна драма Ридли Скотта с Мэттом Деймоном, Адамом Драйвером, Джоди Комер и Беном Аффлеком «Последняя дуэль».

«Последняя дуэль» Ридли Скотта - довольно подробная экранизация одноименного, основанного на реальных событиях романа Эрика Ягера «Последняя дуэль: история испытаний в битве в средневековой Франции» о конфликте двух бывших друзей, рыцаря Жана де Карружа (Мэтт Деймон) и Жака Ле Гри (Адам Драйвер), завершившемся масштабным поединком «не на жизнь, а на смерть» на центральной площади перед лицом короля и его ближайших приближенных.

Кстати, дуэль реальных де Карружа и Ле Гри действительно стала последней. В смысле последней судебной дуэлью, одобренной Парламентом Франции, когда правоту истца или ответчика решала победа в бою.

Если коротко пересказывать содержание «Последней дуэли», то получится история о боевых приятелях, дружба которых распалась после того, как один из них стал фаворитом нового сюзерена, а второй - нет. Неприятие между бывшими друзьями переросло в откровенный конфликт, когда супруга одного из них - Маргарита де Карруж обвинила другого - Жака Ле Гри - в изнасиловании. Событие, кстати, совершенно реальное и исторически точное.

Правда, как было на самом деле и действительно ли Маргарита подверглась насилию, никто достоверно до сих пор не знает. Хотя многие современники и последующие поколения, среди которых были даже такие выдающиеся деятели Просвещения, как Дидро и Вольтер, Ле Гри поддерживали, считая, что Маргарита оклеветала его по наущению своего обиженного и мстительного супруга.

Фото: © 20th Century Studios

«Последняя дуэль» - это первый фильм, который Мэтт Дэймон и Бен Аффлек написали вместе с 1997 года, со времен триумфального выхода на экраны их «Умницы Уилла Хантинга». Картина разделена на три главы, каждая из которых представляет собой точку зрения одного из непосредственных участников конфликта: де Карружа, Ле Гри и Маргариты де Карруж. 

Если первые две «мужские» части Деймон и Аффлек написали сами, то для создания третьей, финальной главы, снятой с точки зрения Маргариты, пригласили женщину - Николь Холофсенер. По словам Мэтта Деймона, это было сделано ради некоторой феминизации всего фильма. Проще говоря, они с Аффлеком не способны полностью проникнуть в женскую голову и понять, что могла чувствовать и переживать женщина в те времена, когда ее чувства и эмоции никого особо не интересовали, а сама дама, даже в глазах любящего супруга, мало чем отличалась от домашней утвари.   

Пресловутую и ныне невероятно актуальную «герлс пауэр», скрывающуюся под звучным названием «феминизм рулит!», умудрились поместить даже в рыцарские реалии. Что, собственно, не лишено смысла. Ведь кино без однополых связей, расовых проблем и феминисток явно не заинтересовало бы американских киноакадемиков. А так как секс-меньшинств и темнокожих братьев наших впихнуть в рыцарские времена - задача довольно абсурдная и под силу только креативному разуму авторов сериала про «Бриджертонов», то в «Последней дуэли» за всех пришлось отдуваться феминисткам.

Фото: © 20th Century Studios

Оскароносные Мэтт Деймон и Бен Аффлек возлагали огромные надежды на «Последнюю дуэль». Точнее - на большие прибыли и крупные награды, которые они могут благодаря ей отхватить. Деймон, например, искренне рассчитывает пополнить свою оскароносную коллекцию благодаря этому рыцарскому эпосу с бюджетом в 100 млн долларов. Тем обиднее оказались для актеров/сценаристов реальные прокатные цифры, демонстрируемые фильмом. За целый месяц проката фильм смог собрать всего 9 млн долларов. При этом половину из этой суммы - 4,8 млн в США, а еще 4,2 млн добавили зрители из других стран, где "Последняя дуэль" уже вышла в прокат. 

Настолько низкие показатели издание Variety в своем исследовательском материале объяснило тем, что среднюю аудиторию фильма составили зрители старше 35 лет. А именно эта категория, по данным американских исследователей, до сих пор опасается возвращаться в кинотеатры из-за пандемии коронавируса.

Как бы то ни было, но ближайшим конкурентам «Последней дуэли» никакие эпидемии и локдауны не помешали продемонстрировать более внушительные результаты. 

Например, очередная часть ужасной саги про Майка Майерса «Хэллоуин убивает» только за первые прокатные выходные собрала в пять раз больше - 50,3 миллиона долларов.

А очередная часть шпионской истории про агента 007 «Не время умирать» за свои вторые выходные в прокате разжилась 24,3 миллионами долларов. И это несмотря на нерадужные рецензии зрителей и критиков. 

Честно говоря, прокатные цифры «Последней дуэли» вполне заслужены. Чтобы собрать многомиллионную кассу, фильм должен хоть чем-то заманить и удивить. «Последняя же дуэль» - это качественный, эффектный, но совершенно стандартный и при этом абсолютно «нишевый» фильм. Этакое кино для себя, на интересную себе же тему от уже давно почивающего на собственных лаврах 83-летнего Ридли Скотта. Как, скажем, «Ирландец» Мартина Скорсезе. 

Форма «Последней дуэли» заимствована у «Расемона» Акиры Куросавы, оскароносной драмы аж 1950 года, открывшей миру японский кинематограф и новую форму киноповествования. И несмотря на то, что технические возможности кинематографа за прошедший с момента выхода «Расемона» 71 год шагнули далеко вперед, переплюнуть японского киногения с его многоразовым рассказом про изнасилование и убийство в лесу Ридли Скотту не удалось. Откровений и совершенно новых трактовок у разных рассказчиков Скотта не получилось, а поэтому за три часа в кинозале зрители вынуждены трижды прослушать одну и ту же историю, рассказанную практически одними и теми же словами. 

Фото: © 20th Century Studios

Если говорить про действие на экране, то его практически и нет. Дуэль между героями, конечно, получилась зрелищной. Тем более что ее исход практически непредсказуем, если не в курсе первоисточника Эрика Ягера. Но дуэль эта длится от силы минут 10. А хронометраж всего фильма - 153 минуты. 

Так что все остальные 140 минут зрителя ожидают долгие разговоры и мрачные пейзажи. 

Актерские работы в «Последней дуэли» очень неплохи. 

Но когда приглашаешь на сьемки два уже давно сработанных дуэта, то это и предполагаешь. У Мэтта Деймона и Бена Аффлека стаж сыгрывания больше тридцати лет, а Джоди Комер/Маргарит де Карруж и Харриет Уолтер/мать Жака де Карружа только-только завершили продолжительную работу над своим эксцентричным кагэбэшным дуэтом в сериале «Убивая Еву». 

Но в любом случае, увы, даже самые распрекрасные актерские работы редко собирают кассу. Награды - возможно, но не деньги. Так что если перспектив в плане наград фильм еще никто не лишил, то финансы он явно потерял. 

Кстати, если верить в этом плане главному американскому сплетнику Энти, подобный расклад полностью вывел из себя обычно сдержанного и собранного Деймона. Актер по этому поводу уже даже собирает адвокатов, чтобы судиться с киностудией, обвиняя ее боссов в упущенной выгоде из-за их скверного планирования.

Ну а что, может Мэтт Деймон и прав. Скарлетт Йоханссон же удалось выиграть суд с "Диснеем" по своей «Черной вдове», так чем же Мэтт хуже?

Первоначально сценаристы проекта, Мэтт Деймон и Бен Аффлек, должны были сыграть в «Последней дуэли» две главные роли дуэлянтов: де Карружа и Ле Гри. Но съёмки «дуэли» из-за коронавируса пришлось перенести. А в новый съемочный график Аффлек уже не попадал, на это же время у него были расписаны другие съёмки в «Глубокой воде» Эдриана Лайна. Ридли Скотт, кстати, на время вынужденной коронавирусной паузы в производстве «Последней дуэли» также время не терял, а активно снимал свой следующий (по дате выхода в прокат) фильм «Дом Гуччи» с Леди Гагой и Адамом Драйвером в главных ролях. Именно с той съемочной площадки на съемки «Последней дуэли» и попал Адам Драйвер, заняв в титрах и сюжете полагавшееся Аффлеку место. Бен же Аффлек остался довольствоваться пусть довольно яркой, но все же ролью второго плана - сюзерена главных героев графа Пьера д’Аленсо. 

Фото: © 20th Century Studios

Кстати, мало кто знает, но у Мэтта Деймона совершенно не растут на лице волосы. А так как его герой Жак де Карруж весь фильм демонстрирует с экрана шикарную окладистую бороду, то каждое утро актера начиналось в кресле гримера. Отделу макияжа пришлось опробовать больше 20 различных вариаций бород, чтобы выбрать наиболее реалистичную и подходящую Мэтту. Правда, потом у актера оказалась аллергия на специальный клей для лица, а значит после каждого дубля Мэтта Деймона приходилось в срочном порядке разгримировывать и обкладывать его оскароносное лицо пакетами со льдом. 

Это на случай, если кто-то все еще считает, что искусство не требует от его творцов жертв.

«Последняя дуэль» 83-летнего Ридли Скотта даже близко не похожа на собравшего все возможные награды «Гладиатора» с Расселом Кроу, несмотря на кажущуюся в плане исторической подоплеки схожесть. Тем более «Последняя дуэль» не имеет ничего общего ни с «Чужим», ни с «Бегущим по лезвию». Это не «Солдат Джейн» и уж тем более не «Марсианин» (несмотря на наличие в авторах сценария и ролях Мэтта Деймона). «Последняя дуэль» не похожа ни на одно из культовых творений режиссера, хотя совсем оригинальной ее язык также не повернется назвать.

Последний вышедший на сегодняшний день в прокат фильм Ридли Скотта удивительно похож на его самое первое полнометражное творение - The Duellists (1977) - «Дуэлянты» с Харви Кейтелем и Китом Кэррадайном в главных ролях. Там два наполеоновских офицера решают свои разногласия с помощью дуэли. Поединок этот, волею судеб, растянулся на целых 15 лет. Да, синопсис «Дуэлянтов» незамысловат. Как, впрочем, и у «Последней дуэли». 

Но сюжет и там, и там - не самое главное. Для режиссера куда важнее общая атмосфера происходящего: мундиры, оружие, батальные сцены и многочисленная дуэльная атрибутика. Ридли Скотт, очевидно, влюблен во все это сам и пытается влюбить в эту дуэльную эпоху и своих зрителей. 

«Дуэлянты» получились, может, и не новаторски откровенным, зато последовательным и добротным кино. Что в полной мере подтвердила награда Каннского кинофестиваля и, как следствие, новые режиссерские контракты для тогда еще сорокалетнего рекламщика из Великобритании Ридли Скотта.

Сегодня, почти полвека и кучу блокбастеров вроде «Тельмы и Луизы» и «Ганнибала» спустя, Ридли Скотт снова вернулся к своей излюбленной военно-дуэльной теме. Годы и опыт, естественно, накладывают отпечаток, а поэтому нынешняя дуэль куда сложнее, навороченнее и печальнее предыдущей. А еще «Последняя дуэль» наглядно доказывает, что первый блин не всегда выходит комом, а опыт и бюджет в 100 млн долларов не гарантируют, что новое зрелище получится более захватывающим и значительным, чем то, что новичок-любитель когда-то снимал за 900 тысяч. 

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_904433 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_904433')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_904433", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_904433', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_904433(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_904433(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })