в удобном формате
В последний день 2020 года в российский прокат выходит новый фильм Вуди Аллена «Фестиваль Рифкина» с Уоллесом Шоуном, Джиной Гершон и Луи Гаррелем в главных ролях.
«Фестиваль Рифкина» — фильм, несмотря на свою довольно бодрую окантовку, довольно грустный. Он о мечтах. Точнее, мечтах несбыточных. Главный герой Морт Рифкин/Уоллес Шоун — пожилой киновед — мечтает о писательской славе уровня «Джойса или Достоевского». Мечтает, четко понимая, что его таланта не хватит написать даже одну главу, хоть немного похожую на то, что писали они. Морт мечтает создать выдающийся роман, но уже много лет никак не может даже просто приступить к написанию. Он также мечтает закрутить страстный роман с молодой красавицей-врачом Джо/Еленой Анайя, но по факту не может заинтересовать даже собственную жену Сью/Джину Гершон, которая на его глазах откровенно флиртует со своим протеже-режиссёром Филиппом/Луи Гаррелем.
Но при этом, несмотря на все жизненные нестыковки, традиционный для Вуди Аллена эксцентричный и нелепый герой не унывает и не сдается, благодаря чему история о неудавшейся жизни превращается в лёгкую комедию положений, активно разбавленную адаптированными под алленовскую действительность киноцитатами признанных мировых режиссеров вроде Бергмана, Феллини или Годара на фоне красочных будней гостей и участников кинофестиваля в Сан-Себастьяне.
Мировая премьера «Фестиваля Рифкина» состоялась, естественно, на кинофестивале в Сан-Себастьяне 18 сентября 2020 года, успев чудесным образом вклиниться между коронавирусными локдаунами. Правда, сам Вуди Аллен на фестиваль ожидаемо приехать не смог — правило 65+ актуально и для всемирно известных режиссёров, а поэтому общался с журналистами и зрителями онлайн.
Для Вуди Аллена, отметившего 1 декабря 85-летней юбилей, «Фестиваль Рифкина» стал также юбилейной, 50-й работой в большом кино. Работой, ставшей своеобразным рубежом в творчестве режиссера, победоносной демонстрацией миру своей непотопляемости в волнах масштабных обвинений в педофилии и насилии.
«Фестиваль Рифкина» — фильм для Вуди Аллена совершенно «беззубый», легонечко смеющийся разве что над фестивальной суетой. «Фестиваль Рифкина» как будто старается всем понравиться, ни в коем случае не вызвав как к себе, так и к своему создателю новых претензий и обвинений.
Ощущение, что с помощью Рифкина обиженный на американскую систему правосудия Вуди Аллен пытается оправдаться теперь уже хотя бы перед мировым сообществом за многочисленные обвинения в педофилии, выставленные в последнее время в его адрес.
Обвинения, первоначально появившиеся еще в 1992 году, когда режиссер ушел от своей гражданской жены Миа Фэрроу к приемной дочери Сун-И, и возобновившиеся с новой силой пару лет назад, после того, как на волне скандалов с Харви Вайнштейном в свет вышла откровенная книга детских воспоминаний уже родного сына Вуди Аллена, 32-летнего журналиста Ронана Фэрроу. Ронана, не скрывающего своей антипатии к именитому отцу и подчеркнувшего это красочными описаниями его издевательств в своем рукописном тексте. Книга Ронана вышла одновременно с официальным заявлением другой приемной дочери режиссера — Дилан, о том что Аллен надругался над ней, когда ей было всего семь лет.
Насколько справедливы эти обвинения, никто и никогда, скорее всего, не узнает, так как доказательств не было предоставлено ни одной, ни другой стороной.
Но на волне захлестнувшего Америку движения metoo Аллен в мгновение ока из «всемирного достояния» был переведен в статус «нерукопожатного изгоя» и знаменитости стали пачками отказываться от некогда мегапрестижных съёмок у «самого Аллена» — а те, кто уже когда-то работал с режиссером, публично приносить за это взаимодействие свои извинения.
Таким образом, традиционно выпускавший по одному фильму в год аж с 1965 года Вуди Аллен в 2018 году оказался без ожидаемый премьеры. Уже снятый к тому времени «Дождливый день в Нью-Йорке» из-за скандала в США долго не хотели выпускать в прокат.
Ну а уж на съёмки нового фильма — «Фестиваля Рифкина» — Вуди Аллену пришлось искать финансирование в Европе, так как американские продюсеры (кроме, естественно, младшей сестры Вуди — Летти Аронсон) наотрез отказались финансировать работы режиссера с репутацией педофила.
При этом, несмотря на мрачные скандалы вокруг его создания, «Фестиваль Рифкина» получился довольно оптимистичным и легким фильмом, по своему настрою напоминающим алленовскую же «Полночь в Париже». Правда, та же «Полночь» выглядит куда как основательнее и создает впечатление более законченного произведения. «Фестиваль» же — это скорее эпизод, эдакая серия «Ералаша», небольшая картинка, вырезанная из основного повествования. Этюд без какого-то четкого начала и конца, при этом обладающий всеми необходимыми для Вуди Аллена постоянными: не понятый миром гений-невротик, окруженный прекрасными и молодыми (особенно на его фоне) женщинами.
Главный герой Морт в исполнении Уоллеса Шоуна мил, нескладен и, бесспорно, по-своему очарователен. Но вот его дуэт с красавицей-врачом Джо — Еленой Анайей не сложился от слова совсем. Даже через экран заметно, насколько актерам неудобно и неловко играть друг с другом любовь. Уоллес Шоун куда как более раскован и органичен в роли возлюбленного бабулечки Шелдона в приквеле «Теории большого взрыва» — «Детство Шелдона».
На фоне Морта и Джо даже пара Гершон — Гаррель (неверная жена Сью и популярный режиссер Филипп) смотрится куда более страстной и динамичной, хотя и к этой паре тоже возникает много вопросов. В первую очередь к деревянной мимике Джины. Но тут претензии, скорее, наверное, к ее пластическому хирургу.
На самом деле единственный из всего каста, кто не вызвал никаких вопросов, — Кристоф Вальц. В своем крошечном эпизоде в роли Смерти — вариации на тему «Седьмой печати» Бергмана — он прекрасен. Да, кстати, и сам эпизод получился отличный.
«Фестиваль Рифкина» — фильм милый, но не более. Вряд ли кто решится поспорить с тем, что для Вуди Аллена эта картина откровенно проходная, эдакая проба пера в новых для режиссера жизненных реалиях. Кино из разряда, когда хочется посмотреть что-то от общепризнанного великого режиссера, но не хочется при этом напрягать мозг.
Кино, благодаря которому как минимум можно познакомиться с основными вехами золотого фонда мировой киноклассики. Ведь в форме снов и видений Морта Рифкина перед зрителями предстают переиначенные знаковые эпизоды из «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса, «На последнем дыхании» Жана-Люка Годара, «Жюля и Джима» Франсуа Трюффо, «Восьми с половиной» Федерико Феллини, «Ангела-истребителя» Луиса Бунюэля, «Персоны» и «Седьмой печати» Ингмара Бергмана. В общем, «Фестиваль Рифкина» — это такой фестиваль внутри фестиваля (прошу прощения за тавтологию). Когда шумно, суматошно и остается приятное ностальгическое послевкусие на выходе.