в удобном формате
12 ноября в российский прокат официально выходит датская драма Томаса Винтерберга «Еще по одной» с Мадсом Миккельсеном в главной роли.
Фильм о том, как приличные с виду люди — четыре профессора средних лет — так активно отметили день рождения одного из них, что решили на этом не останавливаться и возлияния продолжить. Так как ребята были интеллигентными, то подогнали свое решение под бездоказательную теорию о том, что в организме человека не хватает алкоголя, провозгласив свое пьянство научным экспериментом.
И — о чудо! Оказалось, что бесконечно унылые и скучные преподаватели (на одного из компании даже студенты жаловались, что невозможно его монотонный рассказ слушать) под градусом становятся богами педагогики и кумирами молодежи.
Экспериментировать профессура начала ровно в тот момент, когда администрация учебного заведения как раз решила дать активный бой пьянству и провести отлов злоупотребляющих алкоголем как среди студентов, так и среди преподавателей.
Все это эпическое действо перебивается нарезками из пьяных танцев нашего Бориса Николевича и выступлений нашего же Леонида Ильича и парочки менее именитых политиков. Мол, смотрите, не мы первые! Вон какие люди крепко дружили с зеленым змием, и это никак не мешало им даже государством управлять!
В описании жанр фильма значится как драма. Я бы все же подкорректировала такую однозначную градацию, определив «Еще по одной» в компанию трагикомедий. Таких, наподобие рязановских «Небес обетованных», где трагедии в разы больше, чем комедии, и все шутки скорее сквозь слезы. Трагикомедий, в которых даже когда герои смеются, то ни их, ни зрителей не покидает чувство тотальной депрессивности и безвыходности. Трагикомедий, в которых происходящее настолько реалистично и обыденно, что порой забываешь, что смотришь художественный вымысел, а не документалку от ВВС.
«Еще по одной» был включен в программу Каннского фестиваля, который должен был пройти летом 2020 года, но был отменен из-за пандемии коронавируса. В результате премьера «Еще по одной» состоялась в сентябре 2020 года на международном фестивале в Торонто. Также фильм засветился в программе и нашего ММКФ.
Динамика фильма под стать походке алкоголика – дерганая и волнообразная. Довольно вялое начало раскачивается минуте к 30-й фильма, и какое-то время действо действительно идет довольно бодро. Но ближе к концу тотальное уныние снова доминирует, и эту беспросветную безысходность не способен изгнать даже вполне живой и динамичный финал.
Но для меня подобные эмоции вызывают, пожалуй, все работы Томаса Винтерберга. Чего стоит один только «Курск» – история о трагедии нашей подлодки, предыдущая картина датского творца. Не зря же большую часть своей творческой жизни Томас работал бок о бок с Ларсом фон Триером, которого даже с сильной натяжкой нельзя причислить к любителям хэппи-эндов.
После просмотра «Еще по одной» не покидает ощущение, что только что побывал в сознании алкоголика. Не того, который в десять утра вторника возвращается домой без шапки, в расстегнутой куртке и с отпечатками следов на спине, но того, кто в утренний кофе вместо молока заливает щедрую порцию коньяка, чередуя его потом весь день с мятными жвачками; убежденного, что он гений маскировки и его маленькая хитрость остается никем незамеченной. Ну то есть алкоголика, который категорически отказывается так себя называть, повторяя себе каждое утро, что может бросить в любой момент. Может, но не бросает, а поэтому пытается придумать всяческие оправдания своему пристрастию. Вроде как это такой научный эксперимент. А значит, я не «бухаю», я экспериментирую.
Как в старой бородатой шутке, где герой убежден, что он ищущий интроверт, а не унылый алкаш. Собственно, эта шутка полностью описывает все происходящее в фильме «Еще по одной». Здесь герои под чутким руководством Томаса Винтерберга пытаются подменять понятия гений и алкоголик, автоматически лишая обладателя первого звания второго статуса.
Только вот в жизни такая градация не работает.
Если ты пьешь с самого утра, ты алкоголик. Это не мешает тебе быть гением, но не лишает статуса пьяницы. Даже если после дозы спиртного ты создаешь произведение искусства. Но Томас Винтерберг четко разделяет эти два понятия, вольно или невольно повторяя тем самым похожую мысль, озвученную еще у Пушкина в «Моцарте и Сальери», про то, что гений и злодейство несовместимы.
У Винтерберга, если после принятия горячительного ты становишься лучшей версией себя, то это не алкоголизм, это творческая стимуляция.
Не могу согласится. То, что Хемингуэй начинал пить с самого утра и при этом писал великие романы, только подчеркивает то, что Эрнест Хемингуэй был гением-алкоголиком. Как и Ремарк. Как и Скотт Фицджеральд и Владимир Высоцкий. Могу продолжать, но думаю, мысль и без этого ясна.
Вообще, тема, поднятая в фильме, бесконечно трудная. Ведь тут плотно переплетаются вредные пристрастия с мощнейшим кризисом среднего возраста, помноженным на чувство собственной никчемности и неустроенности. Поэтому, наверное, лично мне в фильме не хватило какого-то вывода. Пускай не для зрителей, но хотя бы для самих героев. А так получилось сродни пляске на костях – бессмысленно и бестолково.
Зато актеры в «Еще по одной» хороши. Причем все четверо: и Мадс Миккельсен – профессор истории, и Томас Бо Ларсен – спортивный тренер, и Ларс Ранте – школьный психолог, и Маунус Миллан – профессор физики.
Классические такие «зачуханные» учителя с потухшим взглядом и грязной головой. Которые еще до начала продолжительного алкогольного эксперимента выглядели как сильно помятые и очень запойные товарищи.
Даже довольно харизматичный Мадс Миккельсен похож тут не на горячий мажорный пирожок из рекламы пенного напитка, а на забытый при переезде на дальней полке холодильника кусочек сыра, со временем превратившийся в каменный артефакт, покрытый плесенью.
Для Мадса это уже вторая работа с Томасом Винтербергом. За их первую тандемную «Охоту» Миккельсен получил главный приз Каннского кинофестиваля.
Судя по восторженным отзывам критиков и обилию номинаций у «Еще по одной», у Мадса есть шансы разжиться наградами и за вторую совместную работу с Винтербергом.
Только на днях «Еще по одной» был номинирован на премию Европейской киноакадемии (European Film Academy), которую называют европейским «Оскаром», в том числе и в категории «Лучший актер». Помимо этого фильм выдвинут еще и в категориях «Лучших европейский фильм», «Лучший режиссер» и «Лучший сценарий».
Ну и самое престижное: «Еще по одной» вошел в шорт-лист претендентов на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
В общем, «Еще по одной» определенно заслуживает внимания. Фильм неоднозначный, спорный, местами поверхностный, но определенно вызывающий эмоции и желание подискутировать. Возможно – за бокалом игристого.