в удобном формате
14 ноября в прокат выходит основанная на реальных событиях спортивная драма "Ford против Ferrari" с Мэттом Дэймоном и Кристианом Бейлом в главных ролях.
Давно уже не выходила из кинотеатра с чувством, что мне не к чему придраться.
Глядя на вздувшиеся на шее героя Кристиана Бейла венки, слыша визг тормозов и свист шин, едва касающихся асфальта, рев тормозов и крики трибун, невольно начинаешь наклоняться в сторону вместе с машиной, входящей в крутой поворот на предельной скорости.
Снято настолько реалистично, что приходится местами напоминать себе, что в кресле можно и не ерзать, героям это не поможет. Ведь на самом деле не участвуешь в гонке, просто смотришь действо на экране, а здесь все решено уже давно и без твоего участия.
Я не любитель скоростей, не фанат автомобилей, не знаток именитых гонщиков. И тем не менее мне понравилось. К черту скромность - это восторг! И это несмотря на то, что большую часть фильма герои говорят про машины или ездят на них же.
2,5 часа гонок, и ни минуты скуки. По-моему, это победа.
"Ford против Ferrari" - это байопик, в смысле фильм, основанный на реальных событиях. И как любой байопик, особенно выпущенный в конце года, - автоматический номинант на главную американскую кинопремию "Оскар". Жанр для кинонаград беспроигрышный, а это значит, что каждый год к наградному сезону киношники готовят что-то подобное.
Так вот, "Ford против Ferrari" - тот редкий случай, когда эта высокая и почетная миссия не помешала фильму стать не только легендарным, но и просто интересным.
Способствовали этому два фактора. Сногсшибательные съемки и действительно великолепные актеры.
Оскаровский лауреат за фильм "Боец" - Кристиан Бейл - традиционно и нереально прекрасен. У него получился отличный неоднозначный гонщик Кен Майлз, которого хочется и любить и ненавидеть одновременно в течение всего фильма.
Душка Мэтт Дэймон в роли бывшего покорителя гоночных треков, ныне конструктора гоночных автомобилей, Кэролла Шелби все такая же душка. Ничего не подумайте, Мэтт Дэймон мне очень нравится. Но он даже когда играет злого гения в "Талантливом мистере Рипли" - и тогда остается милым душкой. В случае же с "Ford против Ferrari" то ли его роль прописана не совсем удачно, то ли даже отличная игра Мэтта теряется на фоне гениальной игры Кристиана Бейла. В любом случае, показанная в самом начале фильма трагедия гонщика Кэролла Шелби / Дэймона, который из-за проблем со здоровьем вынужден покинуть трек и переквалифицироваться в продавца автомобилей, перестает быть значительной проблемой уже спустя десять минут после начала.
Кстати, авторы "Ford против Ferrari" в номинациях на "Оскар" пошли на беспрецедентный риск - они выдвинули на номинацию "Лучшая мужская роль" сразу обоих исполнителей - и Мэтта Дэймона, и Кристиана Бейла. Естественно, каждой киностудии хочется урвать для своего фильма максимум наград. Поэтому обычно в таких случаях, дабы избежать конкуренции между своими же актерами в номинации, выдвигают одного на "Оскар" за лучшую главную роль, а второго - за лучшую роль второго плана. Вспомнить хотя бы "Даллаский клуб покупателей", где Мэтью Макконахи претендовал на один, а Джаред Лето на второй призы. Ну или "Фаворитку" - где был проделан тот же фокус, но только с женщинами-актрисами.
В общем, в случае "Ford против Ferrari" боссы киностудии решили не обижать актеров в погоне за призами и не делить их роли по значимости, выдвинув сразу обоих на главную награду.
Решение абсолютно честное. Роли в фильме и у Мэтта, и у Кристиана действительно главные. Но если бы меня назначили на раздачу призов, то с "Оскаром" от меня ушел бы именно Кристиан. Тут вне конкуренции.
Кстати, изначально, студия "Фокс" планировала на главные роли Тома Круза и Брэда Питта. С Питтом не удалось договориться о сумме, а Том в это же время тихо улизнул вместе с режиссером Джо Косински, который на тот момент и должен был отвечать за "Ford против Ferrari", снимать сиквел "Топ ган".
Продолжая тему актеров, в качестве бонуса лично мне - Шейн из "Ходячих мертвецов" в роли одного из топ-менеджеров "Форда". Действительно рада была видеть Джона Бернтала. В зомби-вселенной его брутальный полицейский Шейн мне нравился куда больше, чем занудный и неадекватный Рик Граймс.
И да, строгий костюм Джону идет ничуть не меньше, чем полицейская форма.
Единственное, топ-менеджеры "Форда" показаны местами уж слишком утрированно.
Но в этом и есть одна из прелестей этого фильма. "Ford против Ferrari" - это классическое мужское ретрокино. От него как будто веет духом шестидесятых, маскулинностью и жженой резиной. Прекрасно понимаю, что в нынешних жизненных реалиях - расцвет феминизма, толерантности и бесполости - подобное кино, как и персонажи, подобные героям Бейла и Дэймона, уходят в прошлое. Ну что ж, изменить действительность мы вряд ли способны, зато насладиться последними представителями жанра нам вполне по силам.
Если совсем честно, то основной приз американской киноакадемии "Ford против Ferrari" вряд ли получит. По тем же причинам, по каким и завершает свое существование сам жанр мужского кино. Слишком однозначно. Никаких тебе притесненных меньшинств или воинствующих феминисток. Даже темнокожих и тех не наблюдается. Но оставим это решение на совести киноакадемии. Если говорить словами героев фильма, "не настолько важна награда, как сама гонка".
Основная же претензия к фильму "Ford против Ferrari" - совершенно не захватывающее название. Извините, но если бы накануне на сеансе нового "Терминатора" не увидела бы собственными глазами трейлер "Ford против Ferrari", то шансов заинтересоваться фильмом не было бы.
В общем, не стоит верить названию. Фильм гораздо больше и шире, чем унылые Ford и Ferrari в титре. В первую очередь это кино про людей и время, и только потом уже про гонки и награды.
Красиво снято, талантливо отыграно. В общем, действительно здорово!