в удобном формате
6 декабря в широкий прокат выходит неоднозначный психологический триллер Ларса фон Триера "Дом, который построил Джек".
Пролог
Вот дом, который все строит Джек.
А это живые когда-то все лица,
Которые чем-то достали убийцу,
И будут за это в чулане храниться
В доме, который все строит Джек.
А это сам Джек, он же убийца,
Которого очень достали те лица,
Которым должно в чулане томиться,
В доме, который все строит Джек.
А есть еще Вердж — неизвестная птица,
Он знает, что Джек наш — кровавый убийца.
Вердж слушает в красках рассказы про лица,
Которые чем-то достали убийцу
И призваны нынче в чулане храниться,
В доме, который достроил Джек.
И вся полицейская конница,
И вся полицейская рать,
Не сможет убийцу Джека поймать.
(Это если совсем коротко о фильме. Посвящается тем, кому лень читать весь последующий текст.)
Фото: kinopoisk
Инцидент первый
"Я долго снимал фильмы про несчастных женщин. Этот фильм я снял про плохого мужчину".
Ларс фон Триер
История плохого мужчины потребовала от Ларса фон Триера ровно пять лет подготовки и Мэтта Дилона в роли Джека — личного фонтриеровского "агента" с лицензией на убийства.
Состоит история из пяти глав (в фильме они именуются инцидентами). Ни в коем случае не путать их количество с количеством экранных убийств. Трупов несравнимо больше. Инциденты заняли два с половиной часа времени, потребовали несколько десятков замороженных трупов, литры бутафорской крови и один недостроенный дом с видом на озеро.
Кино фон Триера в моем восприятии очень напоминает эдакое лоскутное одеяло, сотканное из, казалось бы, несочетаемых кусков разной фактуры и размера. А как можно описать лоскутное одеяло?! Неожиданно? Красочно? Разномастно? Фактурно? В общем, каждый выберет эпитет сам. Лично мне очень напомнило моего любимого Маяковского с его крупными мазками и четкими ассоциациями:
А вы ноктюрн сыграть смогли бы
на флейте водосточных труб?
Фото: kinopoisk
Единственное, отмечу, что когда фильм демонстрировали на Каннском кинофестивале, вне конкурсной программы, то как минимум сто человек покинули зрительный зал за первые полчаса показа. Зато оставшиеся аплодировали в финале стоя. В случае именно с этим фильмом Ларса фон Триера я, пожалуй, присоединюсь к последним.
Инцидент второй
Никогда не смотрели фильм "Фотоувеличение" Микеланджело Антониони?! Если нет — очень рекомендую. Там речь идет о фотографе, который снимал в парке целующуюся пару и случайно снял происходящее на заднем фоне убийство. Не скажу, что смотрится легко, впрочем, как и все фильмы Антониони. Но если продраться через многочисленные крупные планы, длящиеся по несколько минут каждый, то действо на экране захватывает, по крайней мере меня захватило.
Так же, как захватило меня и действо, показываемое фон Триером в совсем неодназначном "Доме, который построил Джек".
Между сюжетами "Фотоувеличения" и "Дома, который построил Джек" — ничего общего (ну, может, кроме страсти Джека делать посмертные фотографии своих жертв). Но почему-то во время просмотра фон Триера я часто вспоминала об Антониони.
Инцидент третий
На афише к "Дому, который построил Джек" одним из первых значится имя Умы Турман. Если вы, как и я, поведетесь на имя любимой звезды Квентина Тарантино и отправитесь на фильм в надежде провести два с лишним часа в компании Умы — забудьте. Актриса, являясь первой жертвой маньяка Джека, проживет на экране максимум пять минут.
К чести Умы замечу, что выглядит она тут прекрасно и играет очень достойно, жаль, недолго. Зато, познакомившись с ее персонажем, четко понимаешь, почему в безобидном на первый взгляд Джеке проснулась страсть к убийству. Действует на нервы ее героиня отлично, этакое наглядное пособие "Как выбешивать незнакомых людей и пробуждать у них желание убивать". Но, повторюсь, если вы идете на "Дом, который построил Джек" только ради Умы, то лучше пересмотрите Тарантино.
В роли еще одной жертвы/любовницы Джека по прозвищу Симпл выступила Райли Кио — внучка Элвиса Пресли (информация из разряда поклонникам Короля посвящается).
Симпл: Почему ты так со мной говоришь? Я же не совсем идиотка.
Джек: Смотря, что ты подразумеваешь под словом совсем.
В общем-то, этот кинодиалог — все, что можно сказать о роли наследницы звездной династии.
Инцидент четвертый
"Дом, который построил Джек" — фильм жестокий. Даже не просто жестокий, а практически всегда жестокий чересчур. Здесь нет тарантиновского стеба над фонтанами крови, заливающими экран. У фон Триера убийство — это всегда просто акт неоправданного насилия, безо всяких прикрас. Именно этой неоправданной жестокостью попрекали фон Триера критики, покинувшие кинозал во время первого показа. Признаюсь, я их понимаю.
#Яжмать (простите за банальный хэштег) и с некоторых пор с трудом могу смотреть на мертвых детей в кадре.
Тем более крупным планом.
Тем более когда кадр продолжается очень долгое время.
Даже ради искусства. Прости, Ларс.
И еще. Многие кино- и зооэксперты до сих пор страстно спорят о том, действительно ли Андрей Тарковский для одного кадра "Андрея Рублева" сжег живую корову или все же бедное животное удалось спасти. Очень надеюсь, что в случае с фон Триером ни одна утка не пострадала.
Инцидент пятый
У Ингмара Бергмана есть фильм "Седьмая печать" (на мой субъективный взгляд — один из лучших фильмов режиссера). Там рыцарь после крестового похода пытается добраться до дома. Но жизненные обстоятельства складываются не в его пользу и всю дорогу он вынужден играть в шахматы со Смертью. В случае победы рыцарь, в исполнении Макса фон Сюдова, остается жить, в противном случае — Смерть забирает его себе. В перерывах между партиями Рыцарь и Смерть ведут диалоги о жизни, вечности и бытии.
Во время просмотра фон-триеровского "Джека" меня не покидало ощущение, что фон Триеру этот фильм Бергмана тоже нравится. Ведь во многом (по крайней мере так показалось мне) диалоги между Джеком и его собеседником Верджем (личность которого мы так и не узнаем, но если верны мои ассоциации с Бергманом, то загадка Верджа решается довольно просто) режиссер частично позаимствовал именно у шведского гения авторского кино. Уверена в этом практически настолько же, насколько убеждена и в том, что на финал фон Триера вдохновила "Божественная комедия" Данте.
Эпилог
Временами абсурдно, часто амбициозно, но всегда эффектно. Наверное, именно так выглядит "Дом, который построил Джек" в моем восприятии. После него очень хочется выпить чего-то крепкого и сильно затянуться сигаретой.
Гениально? Не знаю.
Жестоко? Совершено точно.
Если вы смогли продраться через этот продолжительный водопад моего сознания и дочитать сии размышления до конца, то советую дать шанс и тяжелому символизму и потоку образов Ларса фон Триера.
Понравится ли вам это? Не уверена.
Запомнится ли? Определенно.
В любом случае, удачи в пути. Или, повторив прекрасную точку режиссера: Hit the road, Jack!
Диалог на работе:
- Завтра показывают "Дом, который построил Джек"!
- И?
- Я читал в анонимном телеграмм-канале, что на премьеру "Джека" пришла Ксения Анатольевна. Причем пришла туда не со своим мужем, а с новым хахалем — режиссером Константином Богомоловым. И на премьере они недвусмысленно обжимались.
- Все еще не понимаю!
- Ну как же? Я вот сразу подумал: "Вот это фильм у фон Триера! Надо обязательно сходить!"
Послесловие
Если вы прочитали только послесловие, то фон Триер не для вас. Поверьте. Его кино — не книга, пролистать страницы не получится.